Количество магазинов иностранных брендов одежды, обуви, ювелирных украшений, нижнего белья и аксессуаров с конца 2021 года в петербургских моллах заметно сократилось, однако это не привело к уменьшению числа fashion-бутиков. Российские бренды воспользовались открывшимся «окном возможностей» и оперативно заместили ушедшие из страны европейские и американские марки. При этом выход на российский рынок новых иностранных ритейлеров так же продолжается, а в лидерах по присутствию в ТЦ Петербурга остаются бренды из Италии.
Санкт-Петербург, 19 апреля 2024 года. — С конца 2021 года к первому кварталу 2024 года количество иностранных fashion-брендов в крупных торговых центрах Санкт-Петербурга сократилось почти на 25% — с 401 до 303 торговых точек. Такие данные приводит департамент исследований консалтинговой компании Nikoliers по результатам анализа девяти моллов Петербурга*.
Если в четвёртом квартале 2021 года доля иностранных брендов одежды, обуви, нижнего белья, ювелирных изделий и аксессуаров в общем объёме fashion-арендаторов в ТЦ составляла 51%, то к началу 2024 года сократилась до 37%. Однако это не повлияло на число fashion-арендаторов, поскольку всё это время активно расширяли своё присутствие российские компании (с 380 магазинов в конце 2021 года до 507 в 2024 году). В итоге за два с половиной года количество fashion-магазинов в девяти моллах города увеличилось с 781 до 810 штук.
Несмотря на изменения геополитического фона российский рынок ритейла продолжает привлекать новые иностранные бренды. Только за 2023 год в моллах Санкт-Петербурга появились магазины 2XU (Австралия), AVVA, Beymen Club, Loft, Mudo, OXXO (Турция), Plein Sport (Германия), Replay (Италия), Woolrich (США). Кроме того, в ближайшее время в ТРЦ «Галерея» откроется магазин нового для Петербурга бренда детской одежды balabala из Китая.
Лидером среди иностранных ритейлеров по присутствию в петербургских торговых центрах по-прежнему остаются итальянские бренды — суммарно они сформировали 30% от всех fashion-арендаторов. На второй строчке рейтинга вместо США расположилась Германия с долей в 15%. Тройку лидеров с долей в 9% замыкает Турция, которая ранее занимала шестое место. Также в структуре арендаторов с 3% до 8% увеличилась доля китайских брендов.
«На российском рынке ритейла в последние два года активно развиваются как крупные сети, так и новые для покупателей бренды и дизайнеры, некоторые fashion-компании выходят из онлайна в оффлайн. Если в 2022–2023 годах мы говорили про «окно возможностей» для российских брендов, то теперь можно смело констатировать, что многие компании этими возможностями воспользовались, — комментирует Ирина Царькова, директор департамента торговой недвижимости Nikoliers. — Известные российские марки расширяют свою представленность в торговых центрах, обновляют концепции магазинов, создают клиентские зоны, например кафе и места ожидания, а также предоставляют дополнительные услуги — кастом-бары, сопровождение шопинга стилистом».
График 1. Структура операторов торговых центров
Источник: Nikoliers
*Были проанализированы 9 ТЦ Петербурга: «Галерея», «Европолис», «Жемчужная Плаза», «Лето», «Мега Дыбенко», «Мега Парнас», «Охта Молл», «Питер Радуга» и «Сити Молл».