Количество апартаментов в сегменте «псевдожилья», вышедших на рынок Санкт-Петербурга за 2022 год, увеличилось почти в четыре раза. По данным консалтинговой компании Nikolies, на фоне активного выхода на рынок нового предложения средневзвешенная стоимость «псевдожилья» за год снизилась на 22%, в то время как в сегменте сервисных апартаментов средние цены выросли на 25%.
Санкт-Петербург, 10 февраля 2023 года. За 12 месяцев 2022 года на рынок Санкт-Петербурга вышло 7,8 тыс. апартаментов, из них около 5 тыс. юнитов располагаются в проектах сервисных апарт-отелей, остальные относятся к сегменту «псевдожилья». По данным Nikoliers, доля сервисных апартаментов в объеме нового предложения сократилась: с 77% в 2021 году до 64% в 2022 году.
Если в 2021 году рынок пополнился только 752 лотами в двух проектах несервисного формата, в частности, рекреационном проекте «Bereg.Курортный» (Element Development), то в 2022 году в продажу вышло 2,8 тыс. лотов в составе семи проектов: «Zoom на Неве», «Zoom Черная Речка», Cheval Court, «Наследие на Марата», «Особняк Рыжкина», «Апартаменты на Большом Казачьем 10А» и «Римского-Корсакова, 22».
По данным экспертов Nikoliers, речь о «псевдожилье» идет в том случае, если девелопер не планирует передавать комплекс апартаментов в управление оператору для реализации на гостиничном рынке, продавая лоты для жизни или самостоятельной сдачи арендаторам. Некоторые девелоперы в рамках одного комплекса используют комбинацию нескольких форматов проживания. В крупных проектах такой подход позволяет охватывать разные категории покупателей – от инвесторов до конечных пользователей.
«Городские апартаменты и загородные комплексы – это разные группы проектов с точки зрения портрета покупателя и целей приобретения. Если городские апарт-отели, в особенности доходные и иногда сервисные, прежде всего нацелены на инвестиционный спрос, то загородные комплексы ориентированы на покупателя, который рассматривает такие апартаменты либо для собственного проживания, либо для самостоятельной сдачи в аренду, – комментирует Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости и девелопмента земли Nikoliers. – Загородные апартаменты также называют «рекреационными», так как многие из них расположены в зонах рекреации и имеют инфраструктуру с оздоровительным или спортивным назначением. Данный формат стал наиболее актуален в условиях самоизоляции.
Но особая ценность рекреационных апартаментов – в их расположении в уникальных локациях, где просто не могут быть построены жилые объекты. Загородные комплексы апартаментов часто становятся единственной возможностью поселиться в месте с исключительными природными характеристиками: в окружении леса, в курортной зоне, на первой линии моря или залива. Именно поэтому некоторые проекты апартаментов показывают очень высокие результаты продаж. Например, в проекте «Bereg.Курортный» за первый год реализации было распродано более 40% от всего объема апартаментов».
Активное пополнение рынка проектами несервисного формата привело к увеличению количества апартаментов в экспозиции: в конце 2022 года в продаже находилось в общей сложности 4,4 тыс. юнитов (+82% к концу 2021 года), из них 1,3 тыс. лотов относится к формату «псевдожилья».
В целом по рынку апартаментов средневзвешенная цена лотов в экспозиции за 2022 год выросла на 10% и составила 280 тыс. кв. м. При этом в сегменте «псевдожилья» средняя цена квадратного метра снизилась на 22% и составила 313 тыс. рублей, а цена на сервисные апартаменты увеличилась на 25% до 260 тыс. за кв. м.
Отметим, что в сегменте сервисных апартаментов в 2022 году на рынке Петербурга стартовали 13 апарт-отелей, среди которых два проекта Orange Group - IZZZI на Банковском и Доходный дом на 7-я линии В.О., Park Side от Maslov Group, Well от Formula City, GloraX City Zanevsky от GloraX, Ladozhsky Avenir от ПСК и другие.