
*Количество и площадь действующих ТЦ были скорректированы в I кв. 2023 г. путем объединения очередей ТЦ в один комплекс
Источник: Nikoliers
Основные итоги
За первые три месяца 2024 г. в Санкт-Петербурге не появилось ни одного нового торгового центра. Однако до конца года заявлены к открытию ТРК «Парк Молл», «Небо» в Мурино, ТЦ «Лунапарк» в Новогорелово, а также вторая очередь ТРЦ «Экопарк». Таким образом, годовой объем новых торговых площадей может превысить суммарный прирост последних трех лет и составить 77 000 кв. м.
За счет сохранения высокой активности арендаторов пустующих площадей в ТЦ становится все меньше, а средний уровень вакантности опустился до 6,2%. Доля российских игроков в структуре арендаторов ТЦ продолжает расти, при этом на петербургский рынок по-прежнему выходят новые международные бренды.
Увеличивается число мультибрендовых магазинов. Lamoda Sport и Lamoda Sport Urban открылись в ТРЦ «Галерея», а Lamoda Sport Outlet — в ТРЦ «Охта Молл».
На рынок Петербурга вышли две московские сети технологичных фитнес-пространств — первые клубы операторов скоро появятся в ТРЦ Санкт-Петербурга.
Посещаемость ТЦ остаётся на уровне прошлого года.
Динамика прироста торговых площадей по форматам торговых центров, 2014−2025 гг.
Источник: Nikoliers
Спрос и уровень вакантности
По прошествии трех месяцев 2024 г. средний уровень вакантности по городу практически не изменился относительно конца прошлого года — 6,2% и 6,3% соответственно.
В наиболее качественных* торговых центрах доля свободных помещений сократилась до 8%. Значение показателя все еще выше среднего по городу за счет пустующих площадей магазинов IKEA — более 55 000 кв. м. При этом активность арендаторов в I квартале 2024 г. была выше, чем в I квартале прошлого года: 45 открытий против 34 открытий соответственно (без учета переездов арендаторов внутри ТЦ).
Традиционно большая часть новых открытий* — это магазины одежды и обуви (55%). Помещения занимались преимущественно российскими игроками, в числе которых IDOL, SuperStep, VERY NEAT, Concept Club и другие. Среди предстоящих открытий магазинов площадью от 1 000 кв. м — Desport в ТРК «Лето», «Стокманн» в ТРЦ «Охта Молл», Lime в ТРЦ «Жемчужная Плаза» и Familia в «Мега Дыбенко».
Иностранные бренды открыли в петербургских торговых центрах восемь магазинов. Среди них — турецкие Climber и Loft, итальянские Arena и Tezenis, а также Tamaris из Германии, Reiker из Швейцарии и The North Face из США.
Кроме того, в ближайшее время в ТРЦ «Галерея» появится магазин нового для Петербурга бренда детской одежды balabala из Китая.
Второе место по числу открытий в стенах торговых центров принадлежит сегменту общественного питания: за три месяца 2024 г. появилось семь новых точек общепита против двух точек годом ранее. В ТРК «Лето» появилась «Креветочная», в ТРЦ «Галерея» — Pizzarella Bar и Green Point, а в ТРК «Питер Радуга» — VLAVAШЕ и Thai food & Bubble tea.
Развлекательные операторы продолжают открываться в торговых центрах. Так, картинг- клуб CrazyDrift присоединился к арендаторам ТРК «Балкания NOVA», расположившись на площади около 900 кв. м.
Также внутри торговых центров скоро появятся новые места для занятий спортом. Две крупные сети из Москвы откроют свои первые клубы в торговых центрах Петербурга: DDX Fitness — в ТРЦ «Галерея» и «Жемчужная плаза», а Spirit Fitness начнет работу в ТК «Невский центр».
По данным Focus Technologies, по итогам первых 12 недель года индекс посещаемости ТЦ Петербурга (Mall Index) выше на 0,5% показателя за аналогичный период 2023 г. Этот факт свидетельствует о сохранении уровня активности посетителей на достигнутом в прошлом году уровне.
Динамика посещаемости торговых центров Санкт-Петербурга
Источник: Focus Technologies
Динамика вакантности в классических торговых центрах**
**Доля вакантных площадей представлена без учета магазинов, временно приостановивших свою работу с 2022 г.
Источник: Nikoliers
Тенденции и прогнозы
Стабилизация вакансии
На фоне высокой активности арендаторов и сдержанного темпа ввода новых торговых площадей уровень вакантности в петербургских ТЦ продолжит снижение, но уже более сдержанными темпами. В течение года мы ожидаем, что показатель уровня свободных площадей будет оставаться в диапазоне 5–6%.
Мультиформатность
Торговые центры всё больше стремятся к мультиформатности, внутри моллов формируются lifestyle-центры, которые предлагают посетителям не только шопинг, но и места для проведения досуга: открываются новые фуд-холлы, увеличивается число фитнес-центров, развлекательных и обучающих операторов.
Появление технологичных фитнес-пространств
Новые московские сети спортклубов, вышедшие на рынок в этом году, кроме уже заявленных открытий рассматривают аренду площадей и в других проектах, планируя расширять свое присутствие в городе.
Мультибренды на замену монобрендовым магазинам
Количество мультибрендовых магазинов продолжает расти на фоне ухода многих монобрендовых операторов в прошлом году. Lamoda Sport и Lamoda Sport Outlet лидировали среди остальных игроков рынка мультибрендовых магазинов по числу новых открытий в начале года.