За три года в ТЦ Петербурга новые российские бренды открывались в 1,5 раза чаще, чем зарубежные

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, за три года в крупных торговых центрах Петербурга открылось около 50 новых брендов. За этот период российские ритейлеры открывались в 1,5 раза чаще, чем зарубежные. Крупных новых проектов регионального формата в ближайшие годы пока не заявлено, фокус девелоперов смещается на объекты районного формата. В это время отечественные ритейлеры сосредоточены на актуализации существующих точек и улучшении клиентского опыта.
Санкт-Петербург, 4 апреля 2025 года. — По данным Nikoliers, в период с марта 2022 г. по март 2025 г. в городе открылось около 50 магазинов новых брендов, среди них – fashion-операторы Maag, Dub и Idol, товары для детей balabala и Royal Rabbit, спортивные Desport и Lamoda Sport, товары для дома Madame Coco, Oohm Home и др. Из последних новых брендов, которые появились в ТЦ Петербурга в 1 квартале этого года, – «Плавательный.рф», zimaletto, FaceCode и Askona Home. В 2025 г. в городе планируется открытие порядка 10 магазинов новых брендов.
Отметим, что российские бренды в Петербурге были более активны по сравнению с зарубежными: 60% открытий против 40% за три года. В основном новые ритейлеры запускались в крупных ТЦ города: «Галерея», «Невский Центр», «Европолис», «Охта Молл», «Сити Молл», «МЕГА Дыбенко», «МЕГА Парнас» и «Лето». По оценке Nikoliers, сейчас в этих ТЦ доля российских брендов в семи категориях (fashion, товары для детей, товары для спорта, товары для дома, бытовая техника и электроника, косметика и парфюмерия, товары для хобби и творчества) составляет около 65% от общего количества.
Вместе с тем, из-за дефицита качественных площадей новые бренды стали выходить на рынок реже. Реализация крупных проектов может стать дополнительным стимулом для их развития. Так, в 2025 году в Петербурге ожидается рекордно высокий ввод качественных торговых площадей – 136 тыс. кв. м. Среди заявленных к открытию проектов один региональный – МФТРК Hollywood, три окружных – «Парк Молл» с поэтапным открытием, «Небо» и ТЦ в Новогорелово, а также один районный – ТЦ в ЖК «Солнечный город». В последующие три года появление новых ТЦ в Петербурге станет более сдержанным: примерно 2–3 районных объекта в год. Фокус девелоперов смещается в сторону небольших форматов ТЦ.
Динамика ввода торговых площадей в классических и специализированных ТЦ Санкт-Петербурга* 2014-2026П, кв. м
Источник: Nikoliers
В условиях низкой вакантности в торговых центрах (3,3% - по итогам 1 кв. 2025 г. и 3,7% - по прогнозу до конца года) и растущей конкуренции с онлайн-торговлей большинство отечественных ритейлеров уже сегодня сосредоточены на актуализации существующих точек и улучшении клиентского опыта. Компании активно инвестируют в обновление магазинов, создание флагманских мест и тестирование новых форматов. Среди успешных примеров – первая в Санкт-Петербурге Askona Home с капсульными решениями для оформления дома в ТРК «Питер Радуга». Это зоны с готовыми вариантами дизайна различных помещений, все товары из которых можно приобрести в одном магазине. Также на ул. Новгородская, 23 провели реконцепцию «Супер Ленты» в арт-магазин с новым ярким дизайном, отличающимся от классических цветов сети.
«Многофункциональность торговых центров становится ключевым трендом на ближайшие годы. В рамках обновления в объектах будут всё больше появляться зоны для развлечений, спорта, wellness-зоны и коворкинги. Также в составе ТЦ увеличится количество общественных пространств и появятся новые точки притяжения в виде фуд-холлов и зон с ресторанами, арт-пространств и др. Таким образом, обновленные ТЦ станут местом не только для покупок, но и для комфортного досуга и работы», – отметила Ирина Царькова, генеральный директор петербургского офиса Nikoliers.