Средний жизненный цикл концепции ТЦ может сократиться на два года
Меню

RU

+7 495 258 51 51
Назад

Средний жизненный цикл концепции ТЦ может сократиться на два года

Средний жизненный цикл концепции ТЦ может сократиться на два года
Юлия Кузнецова
Эксперт
Юлия Кузнецова
Директор
Департамент торговой недвижимости
kc@nikoliers.ru
Другие новости от эксперта

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, на сегодняшний день объем ТЦ Санкт-Петербурга, которые нуждаются в обновлении, составил 53%. Этот процесс может включать в себя как изменение интерьеров и замену оборудования, так и смену состава арендаторов и структуру площадей. Помимо популярных магазинов, посетители ожидают разнообразные форматы досуга, развлечений и сервисов. Среди примеров успешных преобразований в ТРК можно отметить как реконцепцию «ПИК», так и локальные изменения в «Охта Молл», «Питер Радуга» и др.  

Санкт-Петербург, 30 июня 2025 года. —  Аналитики Nikoliers проанализировали возрастную структуру действующих торговых центров Санкт-Петербурга: 54% из них относится к группе более 15 лет, 30% работают на рынке от 11 до 15 лет, 10% вошли в группу от 6 до 10 лет и 6% это недавно открывшиеся объекты возрастом до 5 лет. На фоне быстро меняющейся конъюнктуры рынка недвижимости средний жизненный цикл концепции торгового центра может сократиться и составить 5-8 лет вместо 8-10. Объем торговых центров Петербурга, нуждающихся в обновлении по состоянию на сегодняшний день, по оценке Nikoliers составляет 53%. Для сравнения, в Москве этот показатель составляет 43%, а по регионам РФ – 73%.

Необходимость обновления концепции определяется не только возрастом объекта, но внешними и внутренними факторами, которые могут как продлить актуальность формата, так и ускорить его устаревание. Например:

1.   снижение трафика и падение товарооборота;

2.   рост вакантности и сложности с привлечением арендаторов;

3.   несоответствие потребностям аудитории и трендам рынка;

4.   устаревший внешний вид и инфраструктура;

5.   низкий уровень лояльности посетителей;

6.   давление со стороны конкурентов.

Эксперты Nikoliers выделили основные подходы в обновлении ТЦ, чтобы повысить его привлекательность для арендаторов и покупателей, усилить конкурентоспособность, увеличить трафик и доходность:

  • реконцепция (изменения конфигурации пространств и назначения отдельных зон, модернизации инженерных систем);

  • обновление пула арендаторов (расширение зон досуга и развлечений, развитие wellness-направления, усиление фуд-корта и ресторанной зоны);

  • цифровизация и внедрение новых технологий (использование big data и аналитики для персонализации клиентского опыта, развитие технологий click & collect и омниканальных решений);

  • архитектурное и дизайнерское обновление (реконструкция фасада и входных групп, улучшение навигации и доступности, озеленение и внедрение экотрендов).


Стадии реализации проектов при грамотном управлении и своевременной реконцепции объекта
Стадии реализации проектов при грамотном управлении и своевременной реконцепции объекта
Источник: Nikoliers

«Реконцепция объекта торговой недвижимости сегодня — это не просто косметический апгрейд, а стратегический инструмент перезагрузки бизнес-модели. Поэтому для успешной реконцепции важен комплексный подход: создание многослойного customer journey, где физическое пространство усиливается цифровыми сервисами, а классический ритейл интегрируется с досуговыми и wellness-форматами», — отмечает Юлия Кузнецова, директор департамента торговой недвижимости Nikoliers.

Юлия Кузнецова добавила, что значительную роль в трансформации объектов рынка также играет изменение потребительских предпочтений: увеличение популярности онлайн-торговли и магазинов в шаговой доступности от дома. Это смещает акцент с самого продукта на качество сервиса и удобство. В ответ на это торговые центры вынуждены адаптироваться и предлагать дополнительные услуги, развлечения и уникальные форматы взаимодействия с посетителями.

В Петербурге среди успешных примеров обновления объекта можно отметить ТРК «ПИК». Объект расположен в топовой локации и имеет высокую посещаемость, при этом последние несколько лет ТЦ постоянно трансформируется, чтобы сохранять конкурентные позиции. Помимо ротации арендаторов здесь регулярно выполняют масштабные обновления общественных зон, модернизируют фуд-корт, внедряют цифровые сервисы для удобства посетителей. Например, уже в 2025 г. в ТРК на месте кинозалов запустят новый фуд-холл «Фудкультура» площадью более 3,5 тыс. кв м с панорамным видом на Исаакиевский собор.

Также среди ТРК Северной столицы есть примеры усиления роли досуга и образовательных инициатив. К примеру, в ТРЦ «Охта Молл» и ТРК «Питер Радуга» открыли библиотеки, где проводятся регулярные мероприятия и мастер-классы для посетителей разных возрастов. Ещё один вектор развития – расширение сферы здоровья и фитнеса. Спортивные клубы открываются как на площадях, которые занимали международные ритейлеры, так и в помещениях развлекательных операторов. С 2020 года в торговых центрах Петербурга открылось 13 сетевых фитнес-клубов, 5 из которых принадлежат сети DDX Fitness. На 2025 год у этой сети запланировано еще по крайней мере 5 новых открытий в ТЦ. 

Контакты
Анна Сабинина
Анна Сабинина
Директор департамента маркетинга и PR | Cанкт-Петербург
Блок поддержки бизнеса
kc@nikoliers.ru +7 812 718 36 18
Елизавета Бондаренко
Елизавета Бондаренко
PR-менеджер | Санкт-Петербург
Блок поддержки бизнеса
kc@nikoliers.ru +7 812 718 36 18
1
 \ 
2