Анна Никандрова, партнер Nikoliers, приняла участие в традиционной встрече игроков рынка коммерческой недвижимости MID YEAR RESULTS 2022, организатором которой выступили CRE events. и рассказала о текущей ситуации в сегменте торговой недвижимости.
Делимся с вами основными тезисами выступления Анны:
- Объем ввода торговой недвижимости в России в 2022 году может стать минимальным за всю историю - 450 тыс. кв. м площадей. Уровень вакантности также бьет рекорды - 13% в Москве и 6,6% в Санкт-Петербурге без учета площадей приостановивших работу арендаторов.
- Различные форматы торговых центров по-разному реагируют на текущую ситуацию. Если в районных ТЦ, где доля закрытых операторов не превышает 10%, трафик остался в положительной плоскости, то суперрегиональные моллы (GLA от 100 тыс. кв. м), где площадь приостановивших работу арендаторов составляет 25%-45%, пострадали более существенно.
- Падение трафика не прямо пропорционально падению товарооборота. Основываясь на опыте управления проектами Nikoliers, мы видим, что в некоторых регионах при падении трафика на 15% товарооборот работающих арендаторов либо сохранился на том же уровне, либо вырос.
- На фоне изменения потребительского поведения увеличилось время принятия решения о покупке. Покупатели более тщательно обдумывают покупку и ищут альтернативные варианты. По нашим наблюдениям, за последние три месяца увеличился приток новых посетителей на маркетплейсы, где есть возможность сравнить цену и выбрать выгодное предложение, учитывая увеличившееся количество различных распродаж и спецпредложений на этих онлайн-платформах.
- Из-за приостановки или закрытия ряда привычных покупателям магазинов, они стали искать и изучать новые бренды. Это требует определенного времени, следовательно, время на шопинг увеличивается. Это положительный момент для управляющей компании и российских брендов, которые могут получить новую аудиторию.
- Сейчас ведется активная работа по привлечению брендов из Турции, Китая и других стран – первые результаты по выходу новых брендов мы увидим через 12-18 месяцев.
- Сервис становится важнейшим фактором, который поможет удивить и удержать нового покупателя. По нашим оценкам, будет увеличиваться доля нетипичных lifestyle-арендаторов, которые будут отвечать потребностям покупателей. Торговые центры и управляющие компании предпринимают различные действия для повышения привлекательности проектов, однако высоких результатов можно достичь только при совместной работе с ритейлерами.
- Перед ритейлерами стоит много вызовов, но при этом появилось и огромное количество новых возможностей занять нишу международных брендов. Сейчас за счет привлечения этой аудитории выручка российских ритейлеров в некоторых моллах удваивается, и при качественной работе они смогут сохранить такие показатели и в будущем.
Полная запись мероприятия доступна по ссылке.
Информация о конференции: https://cre.ru/events/435
Контакты