Индикаторы рынка Санкт-Петербурга, I полугодие 2024 г.
Ключевые итоги
Динамика прироста торговых площадей по форматам торговых центров, 2014−2025 гг.
Источник: Nikoliers
Спрос
В I полугодии 2024 г. количество открытий новых магазинов выросло до 103, превысив результат прошлого года на 12%.
Традиционно лидерство по числу открытий (45) и объему арендованных площадей (11 300 кв. м) принадлежит fashion-сегменту. Несмотря на то что появление новых магазинов сократилось на 24%, а объем арендованных площадей уменьшился на 56% относительно прошлого года можно говорить о стабильной активности fashion-операторов, так как в прошлом году треть всех открытий (21 магазин, или 16 500 кв. м) составил перезапуск магазинов ливанской группой Daher (Maag, Dub, Vilet, Ecru).
Второе место по числу новых открытий заняли заведения общественного питания, показав рост относительно прошлого года — 16 и 5 открытий соответственно, в основном за счет появления новых корнеров на территории фуд-холлов. Так, в ТРЦ «Галерея» на территории Eat Market заработали Green Point, Every Day Bar, «Рюмочная», «Чили».
Тройку лидеров по открытиям замыкает сегмент товаров для спорта (11 новых точек, 6 750 кв. м). Появление на рынке в конце 2023 г. таких брендов, как Desport и Lamoda Sport, а также активное расширение их присутствия в торговых центрах города позволили данному сегменту занять 25% от общего объема занятых площадей в I полугодии.
Кроме того, растет доля фитнес-пространств и развлечений. DDX Fitness в III квартале 2024 г. откроет свои первые клубы в ТРЦ «Галерея» и ТД «Пассаж», а Spirit Fitness уже начал работу в ТК «Невский центр». В ТРК «Лето» скоро заработает новый оператор — термальный комплекс Termoland.
В структуре арендаторов торговых центров также появляются и нестандартные игроки. В ТРК «Лето» в части бывшего помещения H&M открылся предпродажный шоурум автомобилей Omoda и JAECOO. Ранее автомобили размещались в залах ТЦ в качестве приза, а сегодня занимают полноценные торговые площади для демонстрации своей продукции и первого касания с клиентом.
Посещаемость и уровень вакантности
+ 0,4% |
Посещаемость торговых центров Санкт-Петербурга: 25 нед. 2024 г. vs 25 нед. 2023 г. |
По данным Focus Technologies, по итогам I полугодия 2024 г. индекс посещаемости ТЦ Петербурга (Mall Index) сохранился на достигнутом в прошлом году уровне.
Динамика посещаемости торговых центров Санкт-Петербурга

Источник: Focus Technologies
2,8% |
Уровень вакантности за I полугодие 2024 г. снизился более чем в два раза. |
По прошествии шести месяцев 2024 г. средний уровень вакантности по городу сократился более чем в два раза — с 6,3% до 2,8%, что стало возможным благодаря аренде пустующих площадей магазинов IKEA маркетплейсом «Мегамаркет» (более 55 000 кв. м).
Динамика вакантности в классических торговых центрах

Тенденции и прогнозы
Индикаторы рынка Санкт-Петербурга

*Количество и площадь действующих ТЦ были скорректированы во II кв. 2024 г.
**С учетом аренды площадей магазинов IKEA маркетплейсом «Мегамаркет».Источник: Nikoliers
Дефицит торговых площадей
Дефицит помещений сохранится за счет высокой активности арендаторов. Новые открытия будут происходить в основном за счет ротации арендаторов, а крупные пустующие помещения будут встречаться все реже.
Рост доли развлечений и фитнеса, а также расширение спектра сервисов для покупателей
Торговые центры все больше ориентируются на мультиформатность. В результате доля фитнес-пространств и развлечений в структуре арендаторов продолжает расти, делая посещение торговых центров более привлекательным. Бренды также расширяют спектр предлагаемых услуг для клиентов, улучшая восприятие бренда и увеличивая его ценность в глазах покупателей. Новые сервисы в магазинах, такие как кафе, игровые, лаунж-зоны, кастомизация покупок и услуги стилиста, становятся все более популярными.
Тренд на цифровизацию в ритейле
В розничной торговле все чаще используют виртуальную и дополненную реальности для интерактивных покупок и персонализации предложений. В магазинах Ready! Steady! Go! уже используются онлайн-примерочные, а на открытии Befree в ТРЦ «Галерея» можно было примерить вещи из цифровой капсулы марки через специальные экраны. Цифровизация в розничной торговле будет продолжать усиливаться, становясь все более распространенной в индустрии.