
По данным компании Nikoliers, с января по октябрь 2025 г. рынок стрит-ритейла на шести ключевых торговых коридорах Санкт-Петербурга находится в фазе стабилизации после активного роста в 2023–2024 гг. По итогам трех кварталов 2025 г. уровень вакантности зафиксировался на отметке 6,2% (+0,7 п.п). Количество открытий новых магазинов, кафе и ресторанов с начала этого года в 1,5 раза меньше, чем закрытий. Ритейлеры и операторы активнее запускаются на прилегающих улицах от основного туристического потока, поскольку в тех локациях коммерческие условия более комфортные. Эксперты Nikoliers предполагают, что сложившееся ситуация позволит сформировать новые и укрепить существующие торговые коридоры в отдалении от прямых турпотоков.
Санкт-Петербург, 15 октября 2025 года. — По данным Nikoliers, с начала 2025 г. количество закрытий в стрит-ритейле на шести ключевых торговых коридорах (Большой проспект П.С., Старо-Невский проспект, Большая Конюшенная, Невский проспект, ул. Большая Морская и ул. Рубинштейна) превышает количество открытий на 48%: 68 против 46. Из них 30% — это общественное питание. Несмотря на то, что главные гастрономические улицы Петербурга развиваются преимущественно в центральных районах города (Центральный, Петроградский, Адмиралтейский), они находятся в отдалении от основного туристического потока. Последнее время здесь всё чаще запускаются кафе и рестораны, по сравнению с ключевыми торговыми коридорами. Такая тенденция обусловлена «камерностью» подобных локаций и финансовыми факторами: рост затрат на ремонт, дизайн, оборудование, продуктовые закупки, а также дорогая стоимость аренды в топовых локациях ключевых улиц. В среднесрочной перспективе в Петербурге будут формироваться новые и укрепляться существующие торговые коридоры, расположенные не на прямых туристических потоках.
По данным Nikoliers, рынок стрит-ритейла шести ключевых торговых коридоров Санкт-Петербурга находится в фазе стабилизации после активного роста 2023–2024 гг.: средний уровень вакантности вырос на 0,7 п.п. за III кв. 2025 г. и составил 6,2%. Умеренное увеличение этого показателя и корректировка ставок связаны с поиском баланса между спросом и платежеспособностью ритейлеров. В течение года уровень вакантности сохранится в диапазоне 5,5—6,5%.
«По итогам 9 месяцев 2025 г. количество открытий новых магазинов, кафе и ресторанов более чем в 1,5 раза меньше показателя открытий за аналогичный период 2024 г., а основная волна запусков связана с туристическим сезоном в Петербурге. Несмотря на консервативную экономическую политику, ритейлеры продолжают искать возможности для запуска новых проектов и роста существующего бизнеса. В некоторых случаях это означает переезд на соседние, более коммерчески комфортные, торговые коридоры. Для собственников такая тенденция служит сигналом к гибкости в условиях аренды, а для города обещает развитие новых гастрономических и fashion-локаций вне привычных торговых улиц», – прокомментировала Юлия Кузнецова, директор департамента торговой недвижимости Nikoliers.
На улицах Петербурга с меньшим туристическим трафиком чаще открываются рестораны с уникальными концепциями, ориентированными на лояльную аудиторию. В таких условиях популярность обеспечивается известностью ресторанной группы и шеф-поваров проекта, эксклюзивным опытом и формированием устойчивой клиентской базы, что компенсирует меньшую проходимость в локации. К примеру, в III кв. 2025 г. в районах, где расположены популярные ресторанные и барные улицы Санкт-Петербурга, были открыты «Перемена», Smoke BBQ, Ava Bistro, Lotus Bistro и др.
Количество открытий в лидирующих сегментах стрит-ритейла ключевых торговых коридоров, 2022-2025 гг.
Отметим, что на пяти ключевых торговых коридорах (Большая Конюшенная ул., Большой проспект П.С., Невский проспект, Рубинштейна ул., Старо-Невский проспект) 37% заведений общественного питания работают более семи лет. Среди форматов заведений «долгожителей» преобладают рестораны (37%), далее следуют кафе (32%), бары (17%) и пекарни-кондитерские (14%). Лидером по количеству таких операторов является ул. Большая Конюшенная, где их доля превышает половину от всех действующих кафе и ресторанов. В то же время, наибольшая ротация отмечена на Старо-Невском проспекте, где с III кв. 2018 г. сменилось почти 80% заведений.
Кафе и рестораны продолжают оставаться основными резидентами на ключевых торговых коридорах Петербурга, составляя более трети всех арендаторов (320 шт.). С начала 2025 г. на шести улицах в центре города (Большой проспект П.С., Старо-Невский проспект, Большая Конюшенная, Невский проспект, ул. Большая Морская и ул. Рубинштейна) открыто 14 заведений общественного питания. Отметим, что в период 2022 г. – III кв. 2025 г. сегмент «общественное питание» лидирует по количеству открытий (113 шт.). Однако с 2024 г. сохраняется тенденция к превышению количества запусков магазинов fashion-профиля: 42 против 51 соответственно. По прогнозам Nikoliers, эти сегменты сохранят лидерство по количеству открытий и занятых блоков до конца года.
Также с начала 2025 г. на ключевых торговых коридорах открылось два супермаркета и теперь их количество достигло 20. Из них 40% (8 шт.) — федеральные сети («Магнит», «Пятерочка», «ВкусВилл», «Дикси»), чья доля в общем числе супермаркетов в стрит-ритейле центральных районов с начала 2024 г. выросла с 33% до 40%. За последнее время новые малые форматы крупных сетевых ритейлеров позволяют занимать те помещения, которые ранее не отвечали техническим характеристикам более крупных магазинов, в том числе — в стрит-ритейле исторического центра Петербурга. Поэтому в будущем мы ожидаем постепенное усиление конкуренции между федеральными FMCG-ритейлерами и локальными мини-маркетами.
На открытия иных категорий (магазины сувениров, сладостей, косметики и др.) в этом году приходится 1/3 арендаторов. При этом общее количество открытий за I-III кв. 2025 г. на 40% меньше, чем за аналогичный период 2024 г.